Идея ограничительного авторского права, какой бы прибыльной она ни казалась, не всегда удобна. Особенно когда дело касается такой динамичной и нетерпимой к барьерам среде, как интернет.

Creative commons логотип организации

Конечно же, все мы знаем фразу «All rights reserved» — «Все права защищены». Означает она, что все права на произведение принадлежат автору, и без его предварительного согласия вы не можете не то что редактировать, например, клип, а даже не имеете права загрузить его на свой телефон.

История копирайта началась в Европе вместе с массовым книгопечатанием, и первым упоминанием об авторском праве было… проклятие. В книгах указывалось, что тот, кто будет перепечатывать их, будет проклят.

Скорее всего, это не могло остановить «пиратов» того времени. И именно тогда, в 1710 году, был принят первый в мире закон об авторских правах.

Чем это стало сейчас, всем известно: кинопрокаты, платные музыкальные сервисы и т.д. До недавнего времени такое положение вещей, при котором автор, а, вернее, издательство, купившее его права, могли предъявлять претензии любому, незаконно использующему элементы их произведений, было обычным и, в общем-то, всех устраивало. Но постепенно это стало выливаться в довольно странные случаи. Вот несколько примеров. Руководство компании «Уолт Дисней» подало в суд на один детский сад, так как на стене внутри него был изображён Микки-Маус. Организация ASCAP, которая охраняет права композиторов, подала в суд на скаутов-девочек за «нелегальное» использование песен, которые они пели у костра.

Таких примеров можно найти немало, а смысл у них один — деньги. Но ведь есть авторы, которым нравится, что их произведения вдохновляют людей или просто поднимают им настроение, они не против, чтобы эти люди свободно пользовались их произведениями, делились ими с друзьями, создавали на их основе новые. Ведь массовое и совместное творчество позволяет культуре развиваться гораздо быстрее. Но, согласно законам, ещё до недавнего времени, чтобы внести любое(!) изменение в материал, защищённый авторским правом, и при этом не оказаться вне закона, нужно было получить письменное согласие автора.

Представьте себе композитора, создавшего прекрасную мелодию, вдохновившую многих певцов, которую миллионы людей решили сделать рингтоном своего телефона. Он вовсе не против, если они сделают это бесплатно. Но каково ему отвечать согласием на тонны письменных обращений? А все эти люди — законопослушные пользователи, и не хотят попасть в тюрьму или получить штраф. Как быть в таком случае?

Повсеместное распространение интернета усугубило проблему, и необходимо было находить решения. Для программного кода была создана GNU GPL — свободная лицензия, позволяющая производить действия с программным обеспечением при указании авторства. Но она решала лишь часть вопроса. Применять её к музыке, видео, фото и т.д. было нельзя.

Появление Creative Commons

Поэтому в 2001 году в США была зарегистрирована некоммерческая организация «Creative Commons». Она объявила своей целью расширение авторских прав, что реализуется в принципе «Some rights reserved». У проекта есть несколько основных идей. Например, позволить людям совместно и в рамках закона создавать произведения, заимствуя части других произведений или изменяя их по своему усмотрению. Также организаторы решили, что обычно юридическая документация слишком сложна для восприятия многих людей. Действительно, многие ли читали «Лицензионное соглашение», прежде чем принять его? Поэтому ещё одной идеей стало создать такую процедуру лицензирования, которая была бы достаточно проста и понятна широкому кругу пользователей и авторов.

Отдельно нужно упомянуть о создателе проекта Creative Commons Лоуренсе Лессиге. Этот человек стал идейным вдохновителем проекта. Он занимается тем, что борется за изменение существующего законодательства в пользу более свободного авторского права. Кроме того, он является профессором права Стэнфордском университете, а его книга «Свободная культура», выпущенная и на русском языке, стала важным источником идеологии движения, которое поддерживает уже огромное количество как отдельных значимых личностей, так и корпораций. Он является сторонником свободного ПО, входит в совет директоров Фонда Свободного ПО и активно продвигает свои взгляды в массы.

Для реализации планов Creative Commons было создано несколько типов лицензий, определяющих различные действия, которые вы можете производить с контентом. Их относительно немного, всего шесть, но с их помощью можно сделать использование своего произведения таким, каким вы хотите его видеть, например, разрешить или запретить коммерческое использование, предоставить возможность изменять или дорабатывать продукт вашего интеллектуального труда и т.д.

Чтобы основные принципы каждого типа лицензий были понятны и доступны большинству пользователей, организация Creative Commons сделала их «трёхслойными».

  • Первый слой — это стандартный юридический текст лицензии, основывающийся на законе об авторском праве и других законодательных актах.
  • Второй — это так называемый «дружественный к обычному человеку» текст. В нём просто и ясно сформулированы все основные принципы юридического текста. Это сделано для того, чтобы упростить использование лицензий.
  • Третий слой — «машинный» текст, позволяющий поисковым системам и программам использовать и находить информацию о лицензированных продуктах.

Кроме того, на площадках продвижения лицензий и идей Creative Commons (таких как Википедия и сайт компании) опубликованы информационные ролики, рассказывающие о том, что такое Creative Commons, почему необходимо изменить сложившуюся ситуацию в сфере интеллектуальной собственности и чем организация может в этом помочь.

Как получить лицензию Creative Commons

Прямо на сайте организации можно лицензировать своё произведение. Для этого есть инструмент «Конструктор лицензий». Процесс получения лицензии крайне прост. Нужно выбрать условия, которые вы хотите применить к произведению, затем указать информацию о нём и выбрать тип лицензии. После этого вы получите html-код, который можно вставить на сайт. С этого момента вы считаетесь лицензиатом, и можете беспрепятственно предоставлять свой продукт людям на условии выбранной лицензии. Мы решили опробовать этот инструмент на практике, зарегистрировав «Интернет-гид» в CC.

creative commons лого

Это оказалось действительно просто. Проблемой стало лишь указание ссылки для получения дополнительных разрешений, но это только из-за того, что пока у нас нет подобной страницы на сайте. В любом случае, это было необязательным условием, так что теперь «Интернет-гид» распространяется на условиях лицензии CC BY-SA. Это значит, что вы можете редактировать, поправлять и брать за основу наши материалы даже в коммерческих целях до тех пор, пока вы указываете авторство и лицензируете свои новые творения на тех же условиях.

Конечно, идея сделать интернет свободным для творчества прекрасна, но всё же у проекта Creative Commons есть несколько ощутимых недостатков.

Недостатки Creative Commons

  • Во-первых, соответствие законодательству. Система лицензирования изначально создавалась для законодательной базы США, и лишь потом появился проект iCommons, продвигающий систему по всему миру. Конечно, благодаря стараниям юристов, лицензии CC не противоречат российским законам, но реальных судебных прецедентов, показывающих их работу, у нас не было. И по всему миру их известно совсем немного.
  • Во-вторых, проблема контроля. Далеко не всегда, даже при обнаружении нарушения условий лицензии можно найти и наказать нарушителя. Ведь в интернете всё ещё нет отлаженного механизма регулирования таких процессов. Так что в том виде, в котором они есть сейчас, лицензии CC скорее акт доброй воли, чем реальная защита прав. Как говорится, замок — он от добрых людей.
  • В-третьих, естественное противодействие сторонников копирайта и принципа «Все права сохранены». Никто из них не хочет терять огромные прибыли, отдавая право пользоваться продуктами интеллектуального труда бесплатно. А так как действующие законы об авторских правах защищают именно их, то и борьба получается сложной.

Несмотря на трудности, организаторы и сторонники Creative Commons продолжают верить в проект, развивать его и возлагать большие надежды на него как на одну из основ свободного интернета по всему миру.

Конечно, не во всех случаях нужно использовать CC, и вряд ли проект заменит имеющуюся сегодня систему копирайта, всё-таки это скорее «надстройка» над стандартным авторским правом. Но тенденция отказа от части прав в пользу других людей постепенно обретает популярность.

Например, в России, на встрече Президента РФ Дмитрия Медведева с представителями рунета, ему рассказали о CC и проблемах, стоящих перед проектом в нашей стране. Дмитрий Анатольевич сказал, что, хотя он раньше и не слышал о CC, идея ему интересна, и он не против поддержать проект на законодательном уровне. А такая поддержка могла бы существенно продвинуть деятельность Российского представительства Creative Commons, которое было впервые открыто в 2008 году Сибом Груневельдом, который приехал в Москву в качестве посланника Creative Commons. Однако в мае 2010 года Сиб уехал из РФ и прекратил свою деятельность в качестве посланника CC.

После этого проект в России поддерживается ИРИО (Институт развития информационного общества). ИРИО старается донести проблемы авторского права до законодателей путём проведения форумов, круглых столов, дискуссий с ними и т.д. И результаты его деятельности уже видны. На данный момент в РФ немало ресурсов, работающих с лицензиями CC. Например, МГИМО, который использует CC с 2005 года, сайт Президента РФ (www.kremlin.ru — Прим. ред.), Википедия, проект «Где казино», а также писатели, блоггеры, фотографы, подкасты, музыкальные сервисы и многие другие производители контента.

В итоге можно сказать, что, несмотря на большое количество проблем и недоработок проекта Creative Commons в России и мире (например, у русскоязычной версии сайта «хромает» орфография), идея и реализация могут считаться и считаются перспективным направлением. Creative Commons, несомненно, ещё один шаг на пути к цивилизованному и свободному обществу. Главное на данном этапе — массовая поддержка. Ведь только продолжая развивать и совершенствовать проект с помощью общества, можно добиться его стабильной работы по всему миру.

Автор: Роман Спиридонов

Издание: журнал «Интернет гид»