Последнее время с рынком медиа-продукции происходит забавная история. Крупнейшие издательские дома и музыкальные лейблы из всемогущих великанов превратились в обыденных здоровяков. Они  все еще весомы и опасны, но вот вопрос об их непобедимости потерял свою актуальность. Обывателю может показаться, что все осталось на своих местах: книжные магазины, точки видеопроката, павильоны с дисками и прочими носителями контента продолжают занимать просторные помещения торговых центров и получают за свой труд заслуженный бутерброд с маслом.

монетизация креатива

Только вот с некоторых пор этот кусочек стал поменьше, а слой масла потоньше. Почему ситуация развивается подобным образом и кто или что несет на своих плечах ответственность за крах приевшихся традиций? Ответ, как обычно, лежит на поверхности — это дитя человеческого интеллекта, которое за последние десять лет обвинялось в разрушении множества форматов и жанров или, попросту говоря, — интернет. Та самая паутина, развязавшая человечеству руки и позволившая пользователю выражать свою самобытность в любом формате.

Укоренившаяся концепция распространения продукта деятельности творческих лиц начинает стремительно терять актуальность. Для того чтобы найти свою аудиторию музыканту или писателю теперь не нужно всеми силами добиваться благосклонности издателей, ведь миллионная аудитория бродит по просторам виртуальной сети в поисках интересующего ее продукта.

Новые правила игры

Люди по собственным критериям отбирают избранных музыкантов, литераторов и художников. При условии, что основные умения находятся на должном уровне,  последним остается лишь одно — грамотно заявить о себе, отработать навыки самопрезентации и ворваться в медиапространство, минуя различные бюрократические трудности. Таким образом, необходимость в посреднике отпадает, не нужны больше лица, присваивающие себе львиную долю прибыли за реализацию чужого творческого потенциала.

Это что касается продвижения. Но ведь есть у медийных корпораций еще одна немаловажная функция ­— издание, то есть материализация абстрактного креатива на вполне себе осязаемом носителе. Но тут тоже случился прокол. Самое интересное, что дело даже не в пиратах (хотя «одноглазые» до сих пор цистернами цедят кровь крупных издателей ). Основным трендом на рынке медиа-продуктов стал свободный обмен и доступ к информации. Даже самые умные люди не понимают, для чего им тратить свои деньги на продукт, который можно получить абсолютно бесплатно.

Свободное творчество

Хорошенько обдумав сложившуюся в индустрии ситуацию, авторы сами решают изначально предоставлять свой продукт в режиме «свободного доступа». Они постепенно осознают важность внимания, которое к себе привлекают. После этого начинается разработка множества схем трансформации пользовательской заинтересованности в разнообразные мировые валюты, иными словами — монетизации творчества.

Такие коммерческие маневры предоставляют небольшим студиям и творческим объединениям весомые конкурентные преимущества. Крупные лейблы не могут себе позволить подобных действий, ведь большая часть получаемой ими прибыли основывается на продаже контента: либо в материальном, либо в виртуальном агрегатном состоянии.

Следует отметить, что лидирующие  издательства и лейблы стараются удерживать свои позиции за счет различных маркетинговых хитростей — играют с уровнем цен, подстраивают объем рынка под разные величины спроса, тратят огромные средства на рекламу. Однако замедлить стремительно набирающий силу тренд такими инструментами получится вряд ли.

Автор: Эдуард Синица