Проблемы интернет контента
Из проблем контента в интернете — трудность отделения моды от глубоких изменений. Чтобы было легче понять, вернемся в 1835 год. Тогда Джеймс Гордом Беннет основал первую газету в Нью-Йорке.
Потребовалось $500, чтобы начать — это около $10,000 сегодня. К 1850 году, всего 15 лет спустя, для старта подобного бизнеса понадобилось бы $2,5 млн. Это критические изменения, которым в настоящее время подвергается глобальная сеть.
Всем известна история бесплатного или открытого ПО. Это рыночная доля веб-сервера Apache — одного из самых важных проводников в Интернет-коммуникациях. В 1995 году две группы людей заявили: «Нам нужно нечто большее, чем веб-сервер!». Одной из них была команда добровольцев, которые решили, что действительно нуждается в этом, и не только сделает это, но и поделится со всеми. Другая группа могла себе позволить развивать будущий Apache. Это была компания Microsoft. Если бы я сказал тогда, что 10 лет спустя та самая команда добровольцев не будет контролировать все, что произвела, захватив 20% рынка, вы бы удивились, правильно?
Дело не только в том, как производится контент, но и в том, насколько он актуален. Претендуя на былую славу Yahoo!, мы подкупаем посетителей своих сайтов: ведь если они в индексе — они хорошие. С одной стороны это то, ради чего 60000 добровольцев работают в Открытом каталоге (Open Directory Project). Каждый из них готов потратить час или два, чтобы сделать что-нибудь полезное, в том числе для себя, и это хорошо, потому что побуждает людей делать что-то интересное. Работа десятков тысяч добровольцев избавляет Открытый каталог от найма и оплаты труда сотен сотрудников. Так получается, что никто лично не владеет результатом труда, поэтому он бесплатен для использования.
Если бы я в 1999 году предложил вам построить систему поиска и хранения информации, содержащую терабайт данных, доступную 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, устойчивую к атакам, готовую поддерживать более 100 млн пользователей в любой момент в любой точке мира. Вы бы сказали, что на это уйдут годы. И миллионы. Конечно же, я описываю файлообменные сети P2P. Мы всегда думаем о них, как о воровстве музыки, но принципиально это распределенное хранение данных и поисковая система, где люди, по понятным причинам, готовы делиться.
Создание такой системы требует также новых организационных подходов. Сейчас Интернет дает нам определенный набор социальных связей, подразумевающий наше активное участие. Это создает новые формы конкуренции. Пиринговые сети угрожают звукозаписывающей индустрии, бесплатное и открытое ПО — доле рынка Microsoft; Skype потенциально опасен для традиционных телекоммуникаций, Wikipedia конкурирует с другими онлайн-энциклопедиями. Но угрозы — это так же и источник возможностей для бизнеса, возникших вследствие изменения социальных связей и поведения.
Коллективное производство сегодня — это реальный факт, а не прихоть. Это критический сдвиг, обусловленный развитием Интернета. Социальные отношения и обмен информацией стали для экономики значительно более важными, чем когда-либо были. В некоторых случаях они даже эффективнее из-за качества информации и снижения операционных издержек.
Конечно, это угроза для действующих игроков рынка. Речь идет о том, как в будущем будут производиться информация, знания и культура. В том контексте, в котором мы рассматриваем эти процессы сейчас, мы видим борьбу за то, насколько трудно или легко это удается индустриальной информационной экономике и новой модели производства, вместо того, чтобы начать развиваться вместе, и изменить наш взгляд на мир.
Особое мнение: Йокаи Бенклер — руководитель Центра Беркмана по изучению интернета и общества.
Добавить комментарий