Культура формирования мемов примечательна тем, что даже ужасное творение может стать крайне популярным именно в силу своей ужасности.

Фото Ребекки Блек

Это произошло, например, с клипом 13-летней начинающей певицы из Америки Ребекки Блэк. Родители девочки заплатили независимому лейблу Ark Music Factory $2000 за раскрутку её как певицы, после чего был выпущен сингл «Friday» («Пятница»), а затем и клип.

Первое время никто не обращал внимания, но через месяц после его выхода комик Майкл Джей Нельсон оставил в своем твиттере запись «Пусть это будет у вас в голове всю оставшуюся неделю. Дело в том, что те, кто ознакомился с клипом, назвали его одним из самых худших музыкальных творений за всю историю музыки. Но они не просто перестали слушать песню, они начали писать своим друзьям, в блоггах, в твиттере, насколько им не понравился сингл, и везде называли её самой ужасной.

Судя по всему, они просто никогда не были знакомы с российской эстрадой, так как комментарии русскоязычных пользователей сводятся к тому, что ничего примечательного — как хорошего, так и плохого, — в записи нет. Естественно, простое любопытство заставляло всё новых и новых людей скачивать клип или песню.

Парадокс: им не нравился текст, их бесил роботизированный голос девочки, они ненавидели примитивный сюжет, но в итоге с синглом ознакомилось более 30 миллионов человек по всему миру. Песня попала в чарты и ITunes Store, иными словами, начался процесс формирования очередного «ребёнка — звезды YouTube».На пике популярности композицию заметили создатели сериала Glee («Хор»). И сделали кавер на неё  в эпизоде «Prom Queen».

Герои сериала Хор

Сериал известен и популярен благодаря тому, что в нём можно услышать новые версии известных песен, которые иногда могут быть лучше оригиналов, что и произошло с композицией «Friday». В ней был применён обычный приём сериала — исполнение песни человеком противоположного пола, да ещё и не одним. Пак, Сэм и Арти — герои «Хора» — делают творение Ребекки Блэк более удобоваримым. Хотя мнения на этот счёт и разделились, большинство считает, что кавер удачнее оригинала. Однако на некоторых ресурсах, посвящённых сериалу, сцена с выступлением названа худшей в эпизоде. И конечно, дело не в ребятах.

Можно проанализировать ситуацию и предположить два варианта того, что произошло. Первый, хотя и не доказывается явно, всё же бросается в глаза. Ark Music Factory занимается продвижением начинающих звёзд за их деньги. И форсированное распространение медиавируса вполне может быть результатом деятельности компании. Второй вариант — сериалу необходим скандал, хотя бы небольшой. Ведь негативный пиар — тоже пиар. Но здесь стоит задуматься — стоит ли рисковать преданностью фанатов «Хора», которые ждут хорошего наполнения серий, ради всплеска интернетактивности?

В любом случае, единственное, что можно сказать точно — ситуация крайне необычная. Не каждый день две параллельных медиареальности — ТВ и интернет — связываются друг с другом посредством ролика с YouTube. Схема «13-летняя девочка — YouTube — блоги — телевидение» необычна и, по крайней мере, заслуживает изучения.

Справка:

Дети — звёзды YouTube — сформировавшееся в последние годы довольно массовое неформальное движение, участниками которого, в основном, являются очень богатые родители подростков. Они хотят, чтобы их чада стали популярны и любимы народом, и поэтому, часто против воли самих детей, занимаются их раскруткой как звёзд. Массовым примером феномена «звёзд YouTube» в 2009 году стал канадский тинейджер Джастин Бибер.

В 16 лет он выпустил «вирусный» медиаролик, который стал очень популярным. После этого вышел альбом под названием My World, который в США стал платиновым. Разумеется, такой ошеломительный успех не мог не спровоцировать множества попыток его повторить. Удачный пример такой попытки — Ребекка Блэк с её «Пятницей».

Автор: Роман Спиридонов