Социальные сети прочно вошли в жизнь современной молодежи. Страшно подумать, как раньше люди жили без кнопки «Мне нравится» и бессмысленных статусов.

Аудитория, проводящая немалую часть своего времени в интернете, довольно внушительная. И глупо было бы не воспользоваться этим в каких-нибудь корыстных целях.

Например, использовать социальные сети как арену для политических игр. В большинстве случаев — грязных.

В первую очередь, этому способствует весьма слабый контроль со стороны администрации и правоохранительных органов.В социальных сетях запросто можно найти запрещенные к показу и публикации материалы и спокойно с ними ознакомиться. А при случае даже примкнуть к какому-нибудь оппозиционному кружку и раз в месяц выбираться под покровом ночи на конспиративную квартиру, пить чай с баранками, читать антиправительственные стихи и готовить покушение на царя.

Во-вторых, горы информации, хранящиеся на серверах, можно использовать в компрометирующих целях. Многие пользователи социальных сетей обладают удивительной незамутненностью сознания. Выражается она полным отсутствием мнительности. Если раньше, чтобы отыскать компромат на человека, необходимо было использовать целый набор шпионских штучек в стиле Джеймса Бонда — скрытые камеры в саунах, микрофоны в соленых огурцах, подкуп домашней шиншиллы — то сейчас в большинстве случаев достаточно зайти на персональную страничку жертвы в «ВКонтакте» и посмотреть парочку фотоальбомов.

Конечно, приятно видеть, что человек не стесняется своих увлечений — ходит в общую баню или пьет пиво, забравшись голым на вышку ЛЭП. Но вряд ли это поспособствует дальнейшему развитию его политической или государственной карьеры.

Но, можно использовать социальные сети в других целях — для привлечения потенциального электората или поднятия рейтинга партии. Что, например, произошло в швейцарском Цюрихе. Группа энтузиастов из социал-демократической партии решила провести эксперимент. Вместо громких обещаний и однообразных пропагандистских лозунгов они решили помолчать и прислушаться к желаниям молодежи.

Средством связи между политиками и молодыми людьми стал Facebook, в котором была создана группа «Что нужно Цюриху». В группе высказывались различные предложения по улучшению жизни города, за которые можно было проголосовать стандартными средствами сети — нажав на кнопку «Like». Идеи, набравшие больше всего голосов, выдвигались членами социал-демократической партии на рассмотрение в Парламент.

Благодаря этой кампании, Цюрих получил бесплатную сеть Wi-Fi по всему городу и снижение цен на проезд в общественном транспорте, а социал-демократическая партия — рекордные 30% голосов на выборах. Была ли это единичная акция, нацеленная на предвыборную гонку, или реальная забота об избирателях? Как обычно, покажет время. Но цель и средства реализации этого начинания, заслуживают уважения.

А нашим политикам остается пожелать лишь перенять опыт западных коллег и сделать что-нибудь полезное для большинства граждан. А не для самих себя.

Справка:

Цюрих — город, расположенный на северо-востоке Швейцарии. Столица немецкоязычного кантона Цюрих. Самый большой по численности населения город страны — агломерация насчитывает около 1,09 млн человек. Facebook — самая большая социальная сеть, основанная Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете в 2004 году. На данный момент насчитывает больше 700 млн зарегистрированных учетных записей.

Автор: Павел Данилов