Всегда приятно почувствовать себя оппозиционером. Сидя перед монитором, вдохнуть пьянящий воздух сопротивления и поддержать что-нибудь провокационное.

Егор Жгун работал по заказу гос аппарата

4 июля 2007 года город Сочи был выбран столицей зимних Олимпийских Игр-2014. Кто-то отнесся к этому событию с неподдельной радостью, кто-то с огромной долей скептицизма, а кому-то было абсолютно все равно, потому что в этот прекрасный день он разгружал уже третий грузовик с асбестоцементным шифером. Разумеется, сразу же в сети забурлили обсуждения и споры — кому это выгодно, чей это заговор и сколько денег украдут во время всего этого мероприятия? Жаркие споры постепенно остыли. Но вспыхнули с новой силой, когда стартовал всероссийский конкурс на талисман Олимпиады-2014. Предложить вариант талисмана мог любой желающий, а интернет-голосование определяло лучших.

Сразу же сайт голосования наполнили тысячи улыбающихся зайчиков, котиков, леопардиков и прочих представителей фауны. Видимо, лавры Олимпийского Мишки 1980 года выпуска не давали некоторым покоя. К приятному удивлению многих интернет-пользователей лидером голосования стал «Педобир». Но вскоре пальмовую ветвь первенства перехватила мохнатая жаба по имени Зойч за авторством Егора Жгуна.

Одного взгляда на Зойча было достаточно, чтобы понять, что ему в силу своей смелости и оригинальности никогда не будет суждено стать официальным талисманом. Именно это и привлекло голосующих. Зойч стал эдаким вариантом «Против всех». Знаком протеста.

Однако права на этот знак почему-то оказались зарегистрированы Оргкомитетом Сочи-2014 в Роспатенте. А 15 июня 2011 года глава комитета открыто заявил, что Зойч создан по заказу чиновников. Это подтвердил и Егор Жгун в интервью изданию «Лента.ру». Получилось, что оппозиционный символ, яростно поддерживаемый народными массами, был государственным заказом, привлекающим внимание тех же самых народных масс к выбору олимпийских талисманов. Вот тут-то в сознании многих и произошел когнитивный диссонанс, поднявший очередную бурю ожесточенных дискуссий — кому это выгодно, чей это заговор и сколько денег заплатили автору? Кто-то воспринял сотрудничество Жгуна с государством как личное оскорбление, кто-то — как удачную сделку, а кому-то было все равно, потому что опять подвезли шифер.

С одной стороны, можно было бы сразу сообщить публике, что Зойч — результат работы над госзаказом. Но завоевал он бы такую популярность? Вряд ли. С другой стороны, нам продемонстрировали замечательный пример вирусной рекламы — внимание интернет-общественности к выбору олимпийского талисмана было огромным. Но принес ли он популярности своим заказчикам и, самое главное, исполнителю? На рейтингах правящей партии это событие вряд ли как-нибудь отразится. А вот творчество Егора Жгуна многие теперь будут воспринимать немного в другом контексте.

Вряд ли Зойч после всей истории станет менее смешным и оригинальным, а его автор менее талантливым. Проект оказался очень успешным. И если бы ко всем госзаказам подходили так же творчески и нестандартно, то жить нам всем стало бы чуточку интереснее.

Справка:

Егор Жгун — ведущий дизайнер студии Артемия Лебедева. 10 сентября 2010 года отправил на конкурс талисманов Зимней Олимпиады-2014 эскиз Зойча. Автор описывает свое творение так: «В глазах у него олимпийские кольца, способствующие продвижению олимпийских идеалов, а на голове — царская корона, напоминающая о державности и духовности».

Педобир — интернет-мем, персонаж сетевого фольклора, представляющий собой антропоморфного медведя-педофила. Используется для высмеивания педофилии, общественной истерии вокруг этой тематики или просто как графический оксюморон.