Намасте, дорогой читатель!

К сожалению, истории о вселенской мудрости отшельников эрудитов и безукоризненной преданности их учеников надежно законсервированы в классических произведениях литературы и кинематографа и, на данном этапе развития цивилизации разумных людей, являют собой скорее девиантное поведение, нежели широко распространенный шаблон взаимодействия двух различных социальных групп.

Знакомая манера повествования? Нет, ну хорошо, если бы даже и владел достоверным фактологическим материалом на тему взаимоотношения учителя и ученика в ходе образовательного процесса, видится мне, я бы постарался выстроить свои мысли в более человеколюбивое предложение. Возможно, очень возможно, я ошибаюсь в своих оценках продуктивности академического языка, но не зря же умные мира нашего изрекли мысль, ставшую основой философии адекватных людей: «кто мыслит ясно, тот излагает ясно».

Обычный учитель в школе

Где-то с момента перехода в пятый класс обычной российской/советской школы, мы начинаем воспринимать как должное скучную манеру изложения школьной программы. Эта история продолжается в старших классах и усугубляется до полного абсурда в высших учебных заведениях. В качестве сноски замечу, что существует категория людей, которых я бы назвал «учителя от Бога». Такие люди способны сделать захватывающий триллер из любого КСЕ. Но их, unfortunately, меньшинство.

Происходит стандартная ситуация — самый умный человек в мире, презирая временную неразвитость мозга своих вероятных последователей, излагает мысли в виде замысловатых комбинаций символов русской письменности. После, этот материал отправляется в министерство образования, где не менее умные дяди ставят «like» данному пособию и отправляют его в школы, вынуждая учеников читать Википедию.

Зарождение новых форматов

На напрашивающийся вопрос «К чему предшествующие четыре абзаца демагогии?» у меня имеется простой ответ: все меняется. И, по всей видимости, вектор развития современных гаджетов способен внести серьезные изменения в образовательный процесс на разных уровнях. Например, создавший много шума продукт Apple «iBooks Author». Но это приложение будущего, а нашей рубрике суждено детально разбирать события, предшествующие историческим прорывам.

Итак, надеюсь, никому не стоит напоминать, что идея интерактивного обучения существовала задолго до появления первого iPad’а, чье появление, кстати, заставило широкие массы профессионалов поверить в возможную реализацию этой идеи. Вот такой вот причудливый, если не всматриваться, парадокс. Но, все же, вернемся к iPad’у.

Когда разного рода верстальщики, дизайнеры и книгоиздатели впервые увидели это чудо техники, в их одаренных мозгах зародилась потрясающая своей глубиной мысль: «Эй, да для этой штуковины можно таких книжек шикарных нарисовать!» С тех пор и понеслось.

Школьники и apple

Надо отметить, что, вероятнее всего, сотрудников Apple тоже посещали подобные мысли, но все они, к сожалению (или к счастью, да, определенно, они были счастливы), занимались оптимизацией маркетинговой стратегии и со стахановским усердием заделывали дырки в стандартном ПО гаджета. Так или иначе, они были очень заняты, а ребята из Push Pop Press — нет. Поэтому-то они и принялись разрабатывать книжные приложения. За свою короткую, но яркую, как взрыв на солнце, историю они успели создать лишь одну книгу — наставление бывшего вице-президента США Альберта Гора с пафосным названием «Наш выбор».

Книга включала в себя множество послушных 3D моделей, видеозаписей и аудио комментариев самого автора. К тому же — живенько работала и была очень удачно сверстана. По этим причинам Push Pop Press молниеносно перекупила социальная сеть Facebook (для тайных экспериментов над полюбившейся виртуальной страной — прим. Цукерберга). Ребята ушли из книжной индустрии, но их работа произвела такой сильный эффект на массы, что по намеченному ими пути ринулись толпы разработчиков.

Развитие идеи

Ближайшими преследователями была компания Inkling Systems, выпустившая в 2011 году приложение для покупки и, что логично, последующего прочтения различной учебной литературы. Самая важная особенность компании Inkling в том, что они, как и Push Pop Press, уделяли огромное значение визуализации и интерактивности своих учебных пособий. Каждое из них, вне зависимости от тематики, имело в составе себя солидный объем мультимедийной информации: аудио, видео, трехмерная анимация, а так же возможность сиюминутного самоконтроля усвоения изложенного материала. На данный момент, библиотека интерактивных учебников, созданная Inkling Systems, является самым крупным ресурсом в своей категории.

Новые технологии в школе

Пусть продукты следующей компании смотрятся в сравнении со своими конкурирующими собратьями, как гаечный ключ на фоне тыквенного пирога, но все же это не означает, что плоды их творчества не заслуживают внимания. Молодая компания Kno из Кремниевой долины в 2010 году занималась разработкой двухстраничного планшета. По различным видеохостингам уже неспешно бродило промо этой новинки, как вдруг, из-за споров относительно авторских прав, Kno вынуждены были оставить это занятие и полностью посвятить себя разработке учебников для планшетных компьютеров.

Компания выбрала экстенсивный путь развития и, буквально за два года, выпустила более ста тысяч учебников. Но, не сложно догадаться, что за количество ребята были вынуждены пожертвовать качеством. Учебники получились довольно ортодоксальными — ни мультимедиа, ни еще каких новшеств. Нет, суровые издания с качественно пропечатанным текстом. Не более.

Академия Хана

Перед тем, как вывести резюмирующий фрагмент, не могу не ответить в своем генеалогическом обзоре академию Хана (Khan Academy). Где-то в начала третьего тысячелетия, Салман Хан загрузил на свой Youtube канал обучающее видео по математике, которое, по слухам, предполагало лишь одного реципиента — племянницу Хана.

Однако уже в 2006 году стало понятно, что уроки Хана готовы смотреть многие тысячи и даже миллионы людей. Шли годы, инвестировались деньги, переводились уроки на разные языки мира, и на данный момент мы наблюдаем удаленной школе Салмана Хана более 2900 видеоуроков и миллионы просмотров, близкие к сотне.

Мораль. Резюме. Вывод.

Не зря и не с проста Apple принялось усердно разрабатывать и раскручивать свой сервис «iBooks Author». Об его необходимости и потенциальном успехе можно было судить по банковским счетам описанных выше компаний. Нет сомнения, что Apple организует работу сервиса на высоком уровне, что сделает процесс обучения школьников, студентов, массажистов-самоучек и прочих интереснее и проще.
Однако, возвращаясь к тяжелым массивам критикующей прелюдии данной статьи, хочется отметить, что появление и повсеместное распространение интерактивных учебников не должно и не будет заменять традиционного образования, которое тоже, вне сомнений, несет в себе важную воспитательную функцию.

Спасибо за внимание! Читайте книжки, любите близких. Намаскар!

Автор: Синица Эдуард